Выбрать страницу

В индоевропейской мифологии присутствует образ парного божества — братьев близнецов, которые являются сыновьями верховного Бога неба. В Индии – это Ашвины, в Греции – Диоскуры, в Латвии – Диева Дели. Этот образ можно узнать по некоторым параметрам:

  • Они связаны с конями.

  • Они всегда появляются только вдвоем.

  • Они связаны с зарей, солнцем и сменой времени суток.

  • Они являются потомками Неба.

А что в славянской мифологии? Так как не сохранилось ни одного мифологического сюжета, приходится обращаться к фольклору или искать «родимые пятна» языческой религии в образах христианских святых. Самые подходящие для этой цели близнецы – это святые Флор и Лавр, день почитания которых приходится на 18 (31 августа по григорианскому календарю) и в народе зовется: «лошадиным праздником». Не менее любопытны изображения святых на иконах. Самые древние из сохранившихся икон относятся к XV веку. Рассмотрим новгородский Иконописный сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».

Чудо о Флоре и Лавре (конец XV в., Государственная Третьяковская галерея)

В центре иконы Архангел Михаил передаёт поводья коней Флору и Лавру, стоящих по обе стороны от него. Ниже расположены сами кони, черный и белый. Композицию завершают три всадника: Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп пасущих стадо коней.

Для раскрытия сюжета данной иконы необходимо будет ответить на ряд утверждений:

  • Флор и Лавр изначально являются христианскими всадниками и покровителями лошадей.

Это не так, согласно житию святых – они каменотесы, жившие во II веке в Иллирии. Исцеляют сына языческого жреца, которому в глаз попал осколок камня, и обращают в христианство их семью и множество других людей. За свои деяния они были закопаны заживо внутри высохшего колодца. Лошади в житии не упоминаются. https://pravoslavie.ru/55757.html

  • Флор и Лавр не связаны с конями, но на них наложился образ античных Диоскуров и в таком виде пришел на Русь с Балкан.

Это не так, если бы образ Диоскуров наложился на святых, то помимо восточных славян связь с лошадьми можно было бы увидеть, по крайней мере, в других православных странах Европы.

О том, насколько они почитались в средние века, свидетельствуют их изображения в Менологии в Старо-Нагоричане (Македония), монастыре в патриархии Печ и в Грачанице (Косово), где они представлены на фресках монастырской церкви. Кроме того, они являются покровителями гильдий камнерезов и каменотесов в некоторых европейских городах, в то время как в России они покровительствуют сельскому хозяйству и особенно лошадям (Mijovic 1964, 344-345).

Функции святых в других христианских странах ограничиваются покровительством каменотесов, а также они могут быть защитниками от глазных болезней.

 http://www.mirjanadetelic.com/docs/CULT%20OF%20SAINTS%20IN%20THE%20BALKANS.pdf

  • Флор и Лавр переняли «лошадиные» функции у других святых.

На иконе есть изображения трёх всадников близнецов Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа, имена которых переводятся как: ускоряющий бег коня, гонящий коня, ухаживающий за конем. Согласно житию – они были мучениками, принявшие смерть за свою веру вместе со своей бабкой Леониллой, с которой они обычно и появляются на фресках в храмах. Кроме «лошадиных» имен никакой связи с конями они не имеют, поэтому передать «лошадиные» функции Флору и Лавру они не могли. Единственная связь с Флором и Лавром это то, что они тоже были близнецами.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/59

  • Флор и Лавр получили «лошадиные функции» непосредственно на Руси, но они не имеют языческих корней.

Существует несколько преданий объясняющих связь святых с конями, но, как правило, они ни на чём не основаны, так как вышли из народной среды:

1) По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей.

2) Предание, послужившее основой для иконописного сюжета, повествует о том, как святые братья явились на помощь пастуху, потерявшему коней, и помогли найти пропажу.

3)По орловскому поверью, почитание этих святых мучеников вызвано следующим случаем. Оба брата, Флор и Лавр, жили тем, что ходили по деревням и рыли колодцы. Один раз работа их была настолько неудачна, что обвалилась земля и похоронила обоих, и притом так, что никто этого не заметил. А колодец, между тем, завалился обычным порядком. Необычна была лишь та лужица, которая стала протекать из обвала и обнаружила чудодейственную силу: ходившая сюда чахлая лошаденка одного мужика начала добреть, — не с овса, а именно от этого самого пойла. Стали гонять своих кляч сюда и другие и достигли того же. Тогда вздумали мужики рыть на этом месте колодезь и наткнулись там на Флора и Лавра: стоят оба брата, с железными лопатами в руках, целы и невредимы. (с 515, Нечистая, неведомая и крестная сила, Максимов С. В.)

4) На второй день третьего Спаса пахал мужик свой «пар», чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась; принялся мужик хлестать её кнутом, а потом стал из всех сил колотить палкой. Лошадь пала на колени и заржала. Хозяин осыпал её бранью и проклятиями и пригрозил вспахать на ней целую десятину в один день. На этот сказ, откуда ни взялись, два странника с посохами. «За что ты бьешь лошадь? — спрашивают они мужика. — Ведь ты ответишь за нее Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним». (с 514, Нечистая, неведомая и крестная сила, Максимов С. В.)

Если первые два предания пытаются объяснить сюжет иконы «Чудо о Флоре и Лавре», так как именно в Новгороде появились иконы святых с конями, то третье предание является народной переработкой жития святых с добавлением к нему «лошадиной функции». Что касается четвертого предания, то оно могло быть основой для придания Флору и Лавру функции покровителей коней, если бы было записано веке в 13, а не в конце 19. Напомню, что официальная церковь признаёт каноном только житие святых.

  • РПЦ не признаёт народные функции святых.

Димитрий Ростовский, Митрополит Ростовский и Ярославский, обличая иконописцев своего времени за неправильное изображение свв. Флора и Лавра с лошадьми, писал: «И иная многая нелепая обыкоша тии писати: якоже святого мученика Христофора с песиею главою, святых мученик Флора и Лавра с лошадьми, яже суть небылица». (Розыск о раскольнической брынской вере. Димитрий Ростовский, с 415.)

 Тем не менее, в 2011 году Патриарх Кирилл своим указом благословил считать церковным праздником ветеринаров день памяти святых мучеников Флора и Лавра. https://www.vesti.ru/article/2021551

Какие можно сделать предварительные выводы:

1. Флор и Лавр не являются всадниками или покровителями коней согласно каноническому житию святых.

2. Флор и Лавр не впитали культ античных Диоскуров.

3. Флор и Лавр не могли перенять «лошадиные» функции у других святых.

4. Устные народные предания не могут объективно считаться причиной наложения «лошадиной» функции на святых, а скорее являются следствием, попыткой описать получившийся образ.

5. Руководство РПЦ отвергает неканонические изображения святых, хотя частично приняло их некоторые народные функции в 2011 г.

Описания и изображения божественных близнецов в индо-европейских мифологиях

Так как архетип всадников близнецов не является чисто христианским и не впитал в себя остатки античной религии, попытаемся найти их образ в русском фольклоре. Также с помощью методов сравнительной мифологии можно проанализировать родственные дохристианские религии индоевропейской семьи языков, за неимением славянских мифологических сюжетов, где фигурируют всадники близнецы.

Индийские Ашвины

Единодушные с Ушас и Сурьей

Пейте сому, о Ашвины

Ригведа  (08.35. К Ашвинам с 877)

Вас двоих мы хотим призывать сегодня, вас двоих — в будущем,

Когда зажигается утренняя заря (я) ведущий (обряд), гимнами (призову вас),

О Насатьи, где бы вы ни были,

Как отпрысков неба для того, кто щедрее дает, чем чужой.

Ригведа (01.184. К Ашвинам с 202)

Ваши кони, чистые, пьющие молоко,

Быстрые, как ветер, небесные скакуны,

Стремительные, как мысль, быки с прямыми спинами,

Правящие сами собой, пусть привезут сюда Ашвинов!

Ригведа (01.181. К Ашвинам с 200)

Вас заманиваем мы жертвенным возлиянием

Вечером и утром, как охотники – двух диких слонов…

…Это вам, о Ашвины, пчела ртом передала Мёд,

как женщина (сообщает) место свидания.

Ригведа (10.40. К Ашвинам с 861)

Как видно из гимнов Ригведы, к Ашвинам обращаются на заре, они связаны с Ушас и Сурьей, (Зарёй и Солнцем) их называют «потомками Дьяуса»(Divo napata), они связаны с конями, мёдом и утренними и вечерними сумерками. Их изображают с конскими головами или как двух близнецов – светлого и тёмного, а также как двух одинаковых юношей.

Античные Диоскуры

Коней смиритель Кастор и боец Полидевк многосильный.

Оба землею они жизнедарною взяты живые,

Оба и во мраке подземном честимы Зевесом,

вседневно Братом сменяется брат; и вседневно, когда умирает

Тот, воскресает другой; и к бессмертным причислены оба.

Одисея (Песнь 11, стих 300)

Кастора и Полидевка пою, Тиндаридов могучих.

От олимпийского Зевса-владыки они происходят.

Их родила под главами Тайгета владычица Леда,

Тайно принявшая бремя в объятиях Зевса-Кронида.

Славьтесь во век, Тиндариды, коней укротители быстрых!

Гомеровы гимны (XVII. К ДИОСКУРАМ)

Очень многие астрологи говорят, что это — Кастор и Поллукс. Полагают, что за их заслуги Юпитер сделал их одним из наиболее заметных созвездий. Равным образом почтил их и Нептун, который даровал им власть укрощать коней и спасать от кораблекрушений.

Гигин 21

Кастор и Поллукс, сыновья Юпитера и Леды, дочери Фестия, лакедемоняне, а другие говорят, спартанцы, оба еще безбородые. Пишут, что видели, как им на головы одновременно упали звезды.

(Основные героические мифы, Гигин)

Как мы видим из сочинений античных авторов, близнецы связаны с конями, их называют «сыновьями Зевса» (Диоскуры), в их изображениях над головами можно заметить утреннюю и вечернюю звезду (планету Венеру), которая символизирует сумерки, они оберегают от кораблекрушений.

Рельеф с изображением Диоскуров. Мрамор. Римская работа. II в. н. э.

Балтийский Усиньш.

Усиньш поехал на ночное пастбище

С девятью конями.

Я молю тебя, брат Усиньш,

Дай мне пару оседланных лошадей

О Усиньш, добрый человек,

Поезжай со мной на ночное пастбище.

Я разжигаю огонь

Ты должен ухаживать за лошадьми…

Усиньш ехал через холм,

Пчёл вёз под мышкой;

Эй, Усинь, добрый человек, Приходи в мой сад,

Приходи в мой сад посмотреть на пчёл.

Великие чудеса для людей

О жеребятах Усиня:

Пять лошадей, две кобылицы,

Семьсот жеребят.

Усиньш (Usins, Usinis, Jusens), в латышской мифологии покровитель лошадей. Самое раннее упоминание — сообщение иезуита И. Стрибинга (1606), где Усиньш назван богом лошадей; В песнях у Усиньша два сына с красными головками; одного Усиньш посылает в ночное, другого — в поле с сохою. (ВВИвановВНТопоров. Мифы народов мира)

Так как не сохранилось мифологических сюжетов об Усиньше, приходиться опираться на Латышские дайны и краткие упоминания средневековых авторов. Но даже имея эти скудные источники можно отметить, что Усиньш связан с парой коней, которые имеют отношение к смене времени суток, присутствует связь с пчёлами как у Ашвинов, хотя такой черты нет у Диоскуров.

Упоминания Флора и Лавра или всадников в различных русских источниках

Флор и Лавр в заговорных текстах

1) Просиць буду святого Іоргія, Хрола и Лаврія, коньскаго празьника. (с 189 Заговоры, Апокрифы и духовные стихи, Романов Е. Р. 1891)

2) Во святый Хролъ a Лаврія, Сопаси Божа лошадъ вашахъ! (с 427 Заговоры, Апокрифы и духовные стихи, Романов Е. Р. 1891)

3) святый Хролъ и Лаврій, Ягорій храбрый прастатальничакъ божій, живота вашаго статку, лошадокъ пахаревъ, красуль вашихъ… (с 427 Заговоры, Апокрифы и духовные стихи, Романов Е. Р. 1891)

4) Святый праподобный Хролій, и ты жъ ихъ спастыръ, спаси ету скотину (с 169 Заговоры, Апокрифы и духовные стихи, Романов Е. Р. 1891)

5) святыя Хролы и Лаврія—животныя а пастыри (с 429 Заговоры, Апокрифы и духовные стихи, Романов Е. Р. 1891)

6) I на моры, лукамор’і стаяў дуб на двананцаць какатоў, на дзевяць каранёў; пад тым дубам святы Хрол, i святы Ягоры, i святы Лаўрый дзяржалі сабе псоў лі ўсякія няпадобія. Святы Хрол, i святы Ягорый, i святы Лаўрый, высылайця сваіх псоў ік етаму каню ўгрызаваць усе непадобнае…( с 91, Замовы Беларуская Народная Творчасць 1992)

7) Флоръ и Лавръ снимаютъ со своей главы скипетръ предъ мою скотину, прогоняютъ…  (с 75 Великорусские заклинания, Л. Майкова, 1869)

8) Когда кончается овсяная жатва, и на одномъ загонгѣ (части полосы) остается немного овса, то всѣ рабочіе одной семьи или ихъ наемные работники, сдѣлавъ изъ себя кругъ, поджинаютъ достальной овесъ со всѣхъ сторонъ и въ самомъ центрѣ обжатаго такимъ образомъ круга оставляютъ на полосѣ около горсти овса несжатою, говоря къ ней:

Флоръ да Лаверъ, приходите коня кормить. (с 112 Великорусские заклинания, Л. Майкова, 1869)

9) При сожинкахъ овса жнецы и жнеи оставляютъ въ одномь мѣстѣ на полосѣ нѣсколько волотей не сжашыми и говорятъ къ нимъ:

Флоръ да Лаверъ, Приходите коня кормить. или же: Ильѣ пророку бородка!  (с 113 Великорусские заклинания, Л. Майкова, 1869)

10) Мотив «Пусть двое, едущих на одной лошади / близнецы заберут бородавки у имярека»; Коли едут двое верхом на конях, то им говорят:

«Братки, братки! Забэрыце наши бородавки!»  ( с 209 Полесские заговоры (в записях 1970—1990-х гг.) 2003)

И так, согласно народным заговорам и заклинаниям, которые были записаны на территории России, Украины и Белоруссии Флор и Лавр определенно являются покровителями или пастырями коней, а также могут появляться в паре со святым Георгием и помогать уже всему скоту, а не только лошадям.

Флор и Лавр в православной минее

Любопытны эпитеты Флора и Лавра в минее РПЦ за 18 августа:

1) Кра́сная дво́ице, светоза́рнии и Боже́ственнии свети́льницы…;

2) Еди́ну зарю́ трисо́лнечнаго Божества́ безбо́жным ра́дующеся возвести́/ дво́ица честна́я му́ченик, Флор же и Лавр…;

3) Боже́ственная и светоно́сная вои́стинну дво́ица, Ла́вре и Фло́ре…

Хотя, скорее всего эпитеты святых в православной минее имеют чисто христианские корни, тем не менее, здесь мы видим связь с зарёй и «светоносность»  двоицы.

Всадники в русском фольклоре

Наверное, самый известный эпизод, где встречается интересующий нас образ всадников  – это сказка Василиса Прекрасная:

Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?

— Это день мой ясный, — отвечала баба-яга.

— Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет; это кто такой?

— Это мое солнышко красное! — отвечала баба-яга.

— А что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?

— Это ночь моя темная — всё мои слуги верные! «Народные русские сказки» Афанасьев А. Н.

Выводы

На основании вышеизложенной информации можно сделать однозначные выводы:

  • Культ Флора и Лавра как покровителей коней сложился на территории Руси, вобрав в себя функции местных языческих богов близнецов.

  • Иконописный сюжет «Чудо о Флоре и Лавре» стал следствием этого синкретизма и не имеет христианской подоплёки.

  • В народной среде и фольклоре, а также в православной минее функции Флора и Лавра совпадают с божественными близнецами других индоевропейских народов: связь с зарёй, сменой времени суток, покровительство лошадей, появление только вдвоём.